Upgrade to Pro — share decks privately, control downloads, hide ads and more …

"Форум Идей", Новая жизнь библиотек

"Форум Идей", Новая жизнь библиотек

Vласть

July 05, 2018
Tweet

More Decks by Vласть

Other Decks in Education

Transcript

  1. Тест Мюнстерберга: найти максимум слов за 2 минуты бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

    фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт Т
  2. Наша гипотеза «Что означает глагол «читать»? Сейчас он означает —

    потреблять контент: это может быть книга, фильм, песня, видеоигра, медиапроект и любая другая история, которая привлекает внимание. Чтение превратилось в отдельный опыт. Читать — не значит держать в руках книгу. Читать — значит фокусировать воображение и интеллект на чем-то одном» Джейсон Меркоски, разработчик электронной книги Amazon Kindle
  3. Мы убеждены, что: Люди читают и потребляют контент в любом

    возрасте. Но чтение для взрослых – это прежде всего форма досуга. Отчего-то пути библиотеки и досуга горожан разошлись.
  4. Мы убеждены, что: Современная библиотека – не просто общественное пространство,

    и совершенно точно не коворкинг. Современная библиотека нового поколения – это центр интеллектуального досуга и информационный хаб.
  5. Исследование «Как пройти в библиотеку? Что думают горожане о реновации

    библиотек» Время проведения: март-май 2018 Выводы сделаны на основании: - полевого исследования библиотек Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга -  кабинетного исследования мировых и локальных трендов -  10 интервью с энтузиастами о реновации библиотек - онлайн-опрос с ответами 482 респондентов
  6. Как много вы читаете? Q1 50,10 29,31 17,05 3,33 0,29

    мало, но хотелось бы больше (241) достаточно (141) много, не могу жить без чтения (82) очень мало (16) вообще не читаю (1)
  7. 94,18 28,48 6,24 0,42 на русском (453) на языке оригинала

    (137) на казахском (30) на другом (родном) языке (2) На каком языке вы читаете чаще всего? Q2
  8. 82,74 47,19 41,16 39,09 23,28 13,31 10,19 художественную литературу (398)

    литературу по саморазвитию (227) онлайн-публикации (198) литературу по работе и бизнесу (188) иностранную периодику местную периодику (49) литературу и материалы по онлайн- подписке (64) Что вы обычно читаете? Q4 (112)
  9. 66,74 12,06 11,64 7,07 2,49 у меня нет детей (321)

    время от времени (58) да, регулярно (56) нет, они сами читают (34) нет, им не интересно (12) Читаете ли вы книги своим детям? Q5
  10. 43,66 27,86 23,08 5,41 время от времени (210) редко (134)

    регулярно (111) вообще не покупаю (26) Как часто вы покупаете книги? Q6
  11. 95,43 2,83 1,74 да (439) нет (13) не помню (8)

    Случалось ли вам бывать в библиотеках? Q7
  12. 60,43 42,39 37,39 29,35 23,91 15,43 13,48 11,52 9,57 6,09

    5,65 4,35 с уединением (278) с учебой в университете (195) с научной и исследовательской работой (172) с погруженим в мир культуры и мудрости (135) с саморазвитием (110) с неактуальными процессами и устаревшими знаниями (71) с побегом от действительности (62) с досугом (53) с обязательной школьной программой (44) с пылью (28) с работой (26) со скукой (20) С чем у вас ассоциируется библиотека? Q8
  13. 57,17 50,87 34,78 28,04 19,13 11,74 развивающего досуга молодых и

    вхрослых людей (263) концентрации на профессиональных и научных задачах (234) получения навыков по работе с информацией (160) развивающего досуга детей (129) досуга пенсионеров (88) библиотека – совсем не идеальное место, это пережиток прошлого (54) Современная библиотека – это идеальное место для: Q9
  14. поваляться на подушках (и даже вздремнуть) полноценно поработать за компьютером

    в полной тишине получить доступ к полной онлайн-базе Bookmate или другому онлайн-ресурсу провести время после работы или в выходной день выпить кофе и перекусить получить доступ к профессиональной периодике на иностранном языке неформально скоротать час-другой между встречами получить консультационную помощь по работе с информацией получить или улучшить навык осознанного внимания и концентрации провести вечер за чтением вслух с бокалом вина оставить ребенка на досуговую программу ничего из перечисленного Я бы заглянул(а) в библиотеку, если бы там можно было: Q10 55,7% 49,6% 49,1% 36,4% 32,7% 27,7% 30,1% 20,1% 2,4% 39,7% 40,5% 42,9%
  15. Наблюдение: Что не так с библиотеками сегодня? “Храм книг” перестал

    работать как современный, конкурентоспособный концепт, превратившись в закрытое профессиональное “пространство для студентов и научных сотрудников”, в то время как для большинства горожан городская библиотека до сих пор ассоциируется с возможным, но недоступным досугом, погружением в мир культуры и мудрости, чтением в уединении и тишине. Q
  16. В том, что люди перестали ходить в библиотеки, не виноват

    Интернет. Истинная причина — в устаревании либо самих библиотек, либо представлений о них. Почему так происходит? Q Формализованная “просвещенческая” структура со строгой иерархией знаний и процедур Досуг всегда неформален Живая «зона комфорта» В приоритете – образ жизни и потребности современных читателей Чтение – досуг взрослых людей
  17. О каких кардинальных изменениях идет речь? •  Меняется смысл слова

    “читать” •  Меняется читатель и его потребности •  Меняется сам контент и модель потребления информации •  Меняется формат книги и инфраструктура вокруг нее •  Меняется язык и количество актуальных источников информации Что изменилось? Q
  18. •  Превращение библиотек в полноценные общественные пространства, •  Превращение библиотек

    в образовательные и информационные центры, •  Превращение библиотек в досуговые центры для подростков, пенсионеров, семей, •  Слияние библиотек с технологическими парками и художественными кружками (3D- лаборатории, мастерские), •  Развитие библиотек как информационных площадок, •  Пополнение фондов библиотек менее академическим ассортиментом, •  Консультации по умению работать с информацией, а также курсы информационной достоверности и безопасности, •  Обучение цифровой грамотности, •  Широкое внедрение цифровых и технологических сервисов, доступа к редким онлайн-базам, подпискам… Как реанимируют библиотеки в мире сегодня? Q
  19. •  Работа с уязвимыми слоями населения по предоставлению доступа к

    информации; обучению, как искать и пользоваться информацией, •  Работа с местными сообществами, создание уникального контента совместно с жителями, волонтерами и читателями, исходя из состава читателей •  Внедрение дополнительных сервисов: исследовательские услуги; поиск, сбор и обработка данных по запросам корпоративных клиентов, •  Развитие партнерских проектов с другими участниками рынка, •  Внедрение программ ‘информация – знания – опыт’, •  Свободный доступ для всех желающих Как реанимируют библиотеки в мире сегодня? Q
  20. Новая Библиотека глазами алматинцев– это: •  полноценное публичное городское пространство,

    •  современная дружелюбная среда для нового вида интеллектуального досуга – самопросвещения и самопознания, •  зона антистресса = зона для получения индивидуального «интровертного» опыта, •  современныий информационный хаб и интегрированная платформа по обучению разноплановой и нелинейной работе с информацией, •  место для обретения навыков осознанной концентрации внимания Концептуальное решение и необходимые условия Q
  21. В фокусе Новой Библиотеки – свободный доступ и навигация по

    доступному контенту, активности вокруг книг и всевозможных информационных ресурсов (включая онлайн-подписки, аудио- книги, подкасты), органическое чтение в качестве досуга: для удовольствия, саморазвития, самообразования в противовес академическим библиотекам для исследовательской и профессиональной деятельности, которые мы не оспариваем и не затрагиваем в своем предложении. Q Что можно сделать с библиотеками Алматы?
  22. 1.1 Библиотека как центр интеллектуального досуга и информационный хаб /

    До 3 лет на реновацию Проектирование новой среды: разработка специального архитектурного/ интерьерного решения библиотеки по принципу публичного пространства. Перенос в библиотеку полноценной “зоны комфорта”: •  публичная зона – зона для встреч и отдыха, кафе с возможностью винного бара, доступ к интернету и розеткам; •  интеллектуальная зона – мягкая зона; тихая зона; рабочая зона; •  дизайн подчинен функционалу: пространство-трансформер, мобильное зонирование, возможность для постоянных перестановок. Каждый из проектов может быть разработан совместно со студентами и/или жителями района
  23. •  Создание нового типа фондов, •  Разработка программ по обучению

    навыкам работы с информацией для разных групп посетителей – от новичков до продвинутых пользователей; развитие цифровой грамотности, факт-чекинг, •  Обучение персонала библиотек для работы с читателем в новом формате. 1.2 Библиотека как центр интеллектуального досуга и информационный хаб / До 3 лет на реновацию
  24. Библио-эксперт нового формата превращается из хранителя книг в проводника в

    мире информации (живая Siri), где современному горожанину прививаются навыки поиска, навигации, обработки информации, основы работы с источниками онлайн и офлайн, метод концентрации внимания, цифровая грамотность, а также – вдохновляющая помощь в расширении читательского кругозора, поиске новых авторов, жанров и ресурсов для чтения. 1.2 Библиотека как центр интеллектуального досуга и информационный хаб / До 3 лет на реновацию
  25. Сервисы – не только продукты технологической эволюции •  На любой

    стадии развития всем библиотекам необходим высокоскоростной интернет; •  Важно изменить рабочий график, чтобы принять людей в вечернее время и выходные дни; •  Новый функционал должен быть подчинен запросам современного горожанина с перспективой на 10 лет минимум; •  Многие сервисы могут быть отданы посетителю для самостоятельной работы: регистрация, операции на станции самообслуживания, запись на мероприятия, доступ к онлайн-каталогу фондов и услуг, расписанию, оплата услуг. 1.3 Библиотека как центр интеллектуального досуга и информационный хаб / До 3 лет на реновацию
  26. Партнерства Как одно из решений – сотрудничество с торговыми центрами:

    выделение площадей под развитие публичных пространств (в свете эволюции формата ритейла и снижения потребительского потенциала покупателей); создание библио-резиденций в тесном соседстве с культурными и коммерческими кластерами; плотная и системная работа с волонтерами. Примечание: проект может быть реализован в качестве пилотного на базе одной из существующих городских библиотек или создан полностью с нуля. 1.4 Библиотека как центр интеллектуального досуга и информационный хаб / До 3 лет на реновацию
  27. Принцип развития тематических библиотек: •  Коллаборация «библио-эксперты + независимые кураторы»,

    •  Библиотека (или пространство) передается во временное со- управление кураторской команде, которая избирается на срок от 1 до 3 лет, •  Кураторы формируют библиотечный онлайн- и офлайн-фонды, создают расписание тематических мероприятий, •  В качестве компенсации: команда кураторов арендует офис на территории «своей» библиотеки и использует часть ее пространства для своих профессиональных мероприятий 2.1 Тематические библиотеки с кураторским контентом оОт 6 месяцев до 1 года на реновацию
  28. •  Тематика библиотеки определяется исходя из договоренностей с кураторами, а

    также на основе исследования о предпочтениях жителей и экспертов района, •  Создание фондов – fund-sharing: при поддержке спонсоров и экспертного сообщества, горожан, •  Потенциальные кураторы: в качестве примера, Arch Code или Urban Forum Kazakhstan – библиотека для архитекторов и урбанистов; •  Потенциальные партнерства и со-кураторы: представительства иностранных компаний и посольств – Гете Институт, Французский Альянс, Британский Совет, Посольства США, Японии, Китая, Турции и т.д. 2.2 Тематические библиотеки с кураторским контентом оОт 6 месяцев до 1 года на реновацию
  29. Резюме: Вариант 2 Тематические библиотеки с кураторским контентом Примечание: обе

    концепции не противоречат друг другу и являются взаимодополняющими Вариант 1 Библиотека как центр интеллектуаль- ного досуга и информационный хаб
  30. •  Асель Есжановой •  Лейле Айтмухановой •  Аните Акишевой • 

    Бауржану Шалбаеву А также: – ФБ-группам Открытой Литературной Школе Алматы (ОЛША) и I LOVE ALMATY, – Всем, кто оказывал поддержку, принимал участие в опросе и помогал со сбором информации Благодарности ! •  Елжану Кабышеву •  Адилю Ажиеву •  Галине Табала •  Эльмире Кармановой